Чем занять годовалого ребёнка. Игры для детей в 1 год

Здравствуйте, уважаемые читатели! Лето в самом разгаре, но что-то оно у нас холодное, вот только пару дней как стало тепло и мы даже побывали с детьми на речке. А то были дожди и холодно. Сегодня мы поговори о том, чем занять годовалого ребёнка, какие игры подходят для детей с 1 года, как развивать речь и мелкую моторику с помощью игр.

Как правило, первое время новоиспеченная мама озабочена только тем, чтобы ее ребенок был сыт, чист и спокоен. Но после того, как он сделал свои первые шаги, неизменно возникает вопрос - как развивать маленького человека, чем его развлечь и занять? Вопрос, действительно, важный, ведь малыш вступает в тот возраст, когда мыслительные процессы становятся очень активными. Кроха всё замечает и непрерывно исследует окружающий мир, а это значит, что важно направить его энергию в нужное русло.

игры для детей в 1 год

Особенности физического и психического развития ребёнка в 1 год

Экспериментируя с разными предметами и ситуациями, малыш распознает новые звуковые и зрительные образы. А вот его речь по большей части связана с эмоциональным состоянием, поэтому состоит из звуков, напоминающих междометия. Как правило, малыш ведет беседы сам с собой, но иногда его обращения относятся ко взрослым, особенно, если он хочет привлечь к себе внимание.

Годовалый кроха уже способен реагировать на просьбы и с удовольствием выполнять их, а также безошибочно распознавать настроение родителей - ругают его или хвалят. Маленький человек развивается стремительными темпами, проявляет такие черты, как настойчивость, упрямство, самостоятельность, а иногда даже хитрость. Не получив желаемое, ребенок вполне может закатить сильную истерику.

Физически малыш необычайно подвижен, ему сложно долго время находится в одной позе. Даже во время сна он активно шевелится, просыпаясь иногда поперек кроватки. Самостоятельные порывы ребенка необходимо всячески поддерживать и поощрять, конечно, если дело не касается опасных для здоровья вещей. Тогда у вас вырастет самодостаточная личность. Еще одна из возрастных особенностей годовалого крохи - стремление во многом повторять за взрослыми, копировать их. Поэтому важно, чтобы родители следили за своим поведением - не кричите, не употребляйте бранных слов, не применяйте физическое насилие.

Игрушки для детей от 1 года

В этом возрасте игрушки должны иметь не только развлекательную, но и развивающую функцию. Разберем по порядку, какие игрушки нужны для развития тех или иных качеств малыша.

- Творчество. В год ребенку обязательно понравятся крупные карандаши, безопасные краски, наклейки, водяные раскраски, мелки и мольберты, мягкий пластилин. Творческие занятия превосходно снимают напряжение и могут надолго завлечь малыша. Важно следить, чтобы ребенок не тащил предметы в рот, если он к этому склонен.

- Восприятие путем органов чувств. Подойдут игрушки со звуковыми и световыми эффектами, к примеру, музыкальные инструменты. Нажимая на разные кнопочки и видя результат, малыш не только веселится, но и учится устанавливать первичные причинно-следственные связи.

- Ловкость. Чтобы кроха научился эффективно управлять своим телом, ему необходимы игрушки вроде магнитных удочек, мыльных пузырей, а также вещи, которые можно возить при помощи палочки или таскать за веревочку. Выбирайте легкие и удобные предметы, которые не будут вызывать у ребенка дискомфорт.

- Мелкая моторика. Очень важный навык, связанный как с речью в целом, так и с освоением иностранных языков в частности. Для его развития используются разнообразные кубики, шнурки, крупные паззлы, Важна не только форма вещей, но и их текстура - ребенок должен ознакомиться с гладкими и шершавыми, холодными и теплыми поверхностями. Это прекрасно стимулирует работу коры головного мозга.

- Координация, равновесие. Тренировать вестибулярный аппарат малышу помогут различные качели и прыгунки. Они выполняют и еще одну полезную функцию - укрепляют мышцы и суставы ребенка.

Игры для детей в 1 год

Лучше всего выбирать для занятий с ребенком простые игры, которые он сумеет понять и осуществить. Девочкам будет интересно "кормить" кукол с ложечки, укачивать их, расчесывать как свои, так и кукольные волосы, катать игрушечную коляску. Мальчики обычно в восторге от катания машинок и строительства домиков из кубиков. И, конечно, независимо от пола, необходимо привлекать ребенка к домашним делам - практически любому малышу будет по нраву "пропылесосить", вытереть пыль или потереть посуду губкой.

Очень полезно повторять игры и сценки по несколько раз. Вы ошибаетесь, если думаете, что во второй раз малыш потеряет интерес. Напротив, с каждым повторением он будет извлекать всё новые и новые полезные для себя моменты. Помните, что большинству игр кроху можно научить только собственным примером, словесные объяснения понять он еще не способен. Можно сказать, что каждая игра вводится в три этапа - сначала играет только мама, ребенок наблюдает; потом играют и мама, и ребенок; и, наконец, ребенок играет сам.

IMG_20170628_075424

Игры для развития речи

Формирование речевых навыков зависит от многих факторов - это и мелкая моторика, и жестикулирование, и дыхание, и пассивный словарный запас. Обязательно читайте ребенку книжки, рассказывайте веселые стишки или потешки. Уделите особое внимание артикуляции - для этого можно использовать следующие игры:

- научите показывать один пальчик в ответ на вопрос, сколько ему лет;

- кивать или мотать головой, чтобы сказать "нет" или "да";

- показывать большой пальчик на вопрос "как дела?";

- изображать, как ходят разные животные (медведь, уточка, , зайчик, лисичка).

Не каждая мама знает, что есть множество простых действий, крайне положительно влияющих на речь. Например, задувание свечи (начать тренироваться можно уже в первый день рождения), дудение в трубу, питье из трубочки и дуновение через нее в стакан с жидкостью, а также надувание мыльных пузырей.

В течение всего дня разговаривайте с ребенком, комментируя как свои, так и его действия. Режимные моменты - еда, сон - можно озвучивать в стихотворной форме. Создавайте ситуации с вопросами и ответами, например - “Что хочет Сашенька? Яблоко?” или “Куда сейчас пойдем? Гулять?” Также весьма полезно уделить внимание эмоциональным выражениям лица. На своем примере покажите ребенку смех, удивление, шепот. Покривляйтесь перед зеркалом.

Игры на развитие мелкой моторики

Впервые взяв в руку ложку, ваш малыш, скорее всего, раскидал еду во все стороны. Эти действия обычно не являются осознанными. К году же формируется понимание цепочки действий - набираем еду, подносим ко рту, кушаем. При хорошо развитой мелкой моторике, в год-полтора ребенок уже справится с этой задачей. Каким же образом развивать данный навык?

Самый популярный метод - это игры с крупами. Насыпьте в широкую емкость один или несколько видов круп и позвольте малышу перебирать ее. Можно также зашить крупы в холщовые мешочки, чтобы он не рассыпались. Другой вариант - приобрести различные материалы для лепки, которых в наше время широчайший выбор - кинетический песок, детская глина, соленое тесто (которое можно приготовить и в домашних условиях из муки, холодной воды и большого количества соли). А вот конструкторы использовать пока рано - как правило, в год дети еще не понимают, как соединять две детали в одну.

Очень важно в этом вопросе много внимания уделять рисованию. Удержание в руке карандаша, фломастера или кисточки превосходно развивает навыки маленького художника. Кстати, рекомендуется первым делом знакомить именно с карандашами - с ними можно регулировать нажим

Игры на развитие памяти и внимания для детей от 1 года

Память - основа развивающих и обучающих процессов. Именно она способствует установлению связей между предметами, людьми и событиями. Взрослые могут помочь формированию хорошей памяти путем несложных упражнений - в основном, для этого используются пирамидки с 3-4 колечками, вставляющиеся друг в друге емкости, сортеры, кубики.

Можно выделить также следующие игры:

Угадайка. Покажите пальцем на какую-либо вещь и спросите “Что это?” Когда малыш проявит заинтересованность, произнесите название этой вещи. Очень скоро он поймет, что у каждого предмета есть наименование и начнет задавать вопрос самостоятельно (пусть сначала это будет просто звук с интонацией вопроса и показывание пальчиком).

Называлки. Здесь сыграет роль и то, что в годик ребенок начинает активно изучать свое тело. Задавайте вопросы наподобие “А где твой носик?” Более сложны этап игры - “А где у мамы носик?” А еще сложнее - где носик у собачки/кошечки. При регулярных занятиях, к полутора годам малыш должен быть достаточно хорошо знаком с частями тела.

Учитывайте, что годовалый кроха живет лишь сегодняшним днем. Он почти не помнит вчерашних событий, а также неспособен освоить понятие “завтра”. Он концентрирует всё свое внимание на том, что происходит здесь и сейчас. Но на эмоциональным и рефлекторном уровне, конечно, всё это откладывается в мозге ребенка - он узнает знакомых людей, радуется при виде любимых игрушек.

Дома и на прогулке не ленитесь показывать ребенку как можно больше окружающих предметов, обозначайте их свойства - мягкое, твердое, приятно пахнет, зеленое, трещит… Обязательно позволяйте малышу как следует изучить заинтересовавший предмет. Многочисленные повторения могут также сыграть положительную роль, в том числе в формировании пассивного словарного запаса. Обращайте внимание и на то, куда тянется сам ребенок. Описывайте предметы, на которые он показывает пальчиком.

Не зря говорят, что дети - цветы жизни. Огромное счастье - воспитывать маленького человечка, учить его и направлять его на верный путь. В свои первые годы ребенок практически полностью зависит от родителей. Конечно, у него есть инстинкты, но в первую очередь мама и папа должны позаботиться об умственном и физическом развитии крохи.

С уважением и любовью, Елена Курбатова.

Рекомендую к прочтению:

Нужно ли удовлетворять все желания и капризы детей? Избалованный ребёнок.
Загадки в стихах для детей
Как воспитывали детей на Руси
Детские возрастные кризисы. Миф или реальность?
Летние подвижные игры для детей
Типы темперамента детей

Хотите получать уведомление о выходе новых вкусных рецептов, интересных статей, анонсов полезных книг, конкурсах? Подписывайтесь на обновления сайта по электронной почте!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментарии [3 комментария]

  • Дети у нас уже взрослые, я имею в виду, 1 год мы уже прошли, эти уроки. Вот на развитие мелкой моторики это здорово. Сейчас столько игрушек…
    Главное развитие, заниматься нужно с детьми, это очень важно.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Нажимая кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку данных и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности этого сайта

*

Дизайн и разработка: Александра Вовк