Детские возрастные кризисы. Миф или реальность?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Наверно, каждому из вас, если вы родитель, знакомо понятие детских возрастных кризисов. Мой сын сейчас как раз переживает кризис трёх лет, и если сравнивать его с дочкой в этом же возрасте, то у неё этот кризис мало себя проявил или прошёл очень незаметно для нас родителей. Зато сын даёт нам сейчас понять, что детские возрастные кризисы это не миф, а реальность, которую мы сейчас переживаем вместе с ним, и порой это очень непросто.

Несмотря на то, что каждый ребенок - это яркая неповторимая личность, между развитием всех детей прослеживаются определенные параллели. Например, возрастных кризисов вряд ли удалось избежать хоть одному малышу; правда, время их наступления может сильно варьироваться. Кризисы являются переломными моментами, и они совершенно необходимы для дальнейшего гармоничного развития человека.

Что такое детские возрастные кризисы?

По сути, кризис - это период, в который личность претерпевает значимые изменения, формирующие в итоге новые черты характера. Временные границы возможных кризисов являются весьма условными, но почти всегда период сопровождается проблемным поведением - вспыльчивостью, плаксивостью, стремлением делать всё наперекор. Родителям приходится запасаться терпением, чтобы не сломать подрастающую личность, но и не прогнуться под нее.

Кризис новорождённости

Впервые этот процесс описал советский психолог Л.С.Выготский. Ребенок совершает переход от пребывания внутри утробы к жизни снаружи. Конечно, все существование ребенка кардинально изменяется как в физическом, так и в психологическом плане. Новый способ получения пищи, новый способ дыхания, новый температурный режим. При этом психика новорожденного ребенка является лишь набором безусловных рефлексов.

IMG_20170717_180700 (1)

Основные признаки того, что малыш переживает данный кризис - он путает день и ночь, совершает неконтролируемые движения, резко переходит от возбуждения к торможению и наоборот. Почти всё время новорожденный погружен только в себя, очень мало внимания обращая на окружающий мир. Он лишь прислушивается к дискомфорту, вызванному голодом либо другими физическими раздражителями, и неосознанно выдает сигналы, позволяющие взрослым решить проблему.

Большинство из этих признаков сходят на нет к годовалому возрасту, когда зрение, слух и другие навыки становятся более развитыми. Существует так называемый "комплекс оживления". Самый первый его признак - улыбка при виде улыбающегося лица мамы. Это некая точка, символизирующая переход от младенчества к поре стабильного психологического развития и заинтересованность в общении со взрослыми.

Самый главный период в становлении взаимной привязанности между мамой и ребенком - это первые полтора часа после родов. Совместное пребывание новорожденного и матери называется бондингом и играет огромную роль не только для малыша, но и для женщины, запуская ее материнский инстинкт. Количество и качество тактильного контакта отвечает за то, какими отношения будут на протяжении следующих нескольких месяцев.

Кризис трёх лет. Его особенности

К трехлетнему возрасту у малыша уже появляются собственные желания, часто идущие вразрез с желаниями взрослых. Если такое случалось и раньше, то ребенка легко было отвлечь, переключить его внимание. А в три года желания обретают устойчивость и определенность. Резко возрастает стремление к независимости и самостоятельными действиям. Существует четыре основных симптома кризиса трех лет:

  1. Негативизм. Это желание сознательно делать всё наперекор указаниям взрослых. К примеру, ребенок отказывается идти на прогулку, хотя очень это любит. Но, стоит лишь перестать его уговаривать, моментально меняет решение. Такое же отрицание наблюдается во всех сферах - ребенок может утверждать, что трава синяя, а небо зеленое, но как только взрослый соглашается, сразу начинает говорить обратное.
  2. Упрямство. Когда ребенок настойчиво что-то просит, это не упрямство. Но, если он просит это не потому что ему хочется, а только чтобы добиться своего, укрепить власть, то это упрямство.
  3. Строптивость. Можно сказать, что это основной признак данного кризиса. Не следует путать его с негативизмом, потому что строптивость - безлична, направлена не против определенного человека, а в целом против образа жизни. Ребенок отказывается от всех действий, даже привычных - чистки зубов, ходьбы за ручку.
  4. Своеволие. Ребенок стремится к самостоятельности; при этом он еще мало что умеет, в результате случаются истерики из-за неспособности выполнить действие и нежелания принять помощь от взрослых.

Как же пережить этот непростой период? Конечно, мама не железная, она тоже человек и может сорваться. Но лучше всё-таки перед тем, как прикрикнуть на ребенка, осознать, что ему сейчас еще тяжелее, чем вам. Просто потому что он маленький и пытается освоиться в этом мире. Кроме того, не всегда капризы связаны именно с кризисом - возможно, ребенок приболел, но не может об этом сказать.

Как же правильно вести себя в сложившейся ситуации? Не стоит стыдить малыша за его плач, говорить, что он уже взрослый (ведь это ложь). А упреки делают ему еще больнее. Лучше посочувствуйте, а потом отвлеките. Разумеется, нельзя ругать и наказывать за плач, эта жестокость сделает только хуже. И еще - приучайте ребенка к юмору, учите переводить всё в шутку и искать положительные стороны.

Немалую роль играет индивидуальный подход к ребенку - каждой маме виднее, как лучше успокоить своего малыша. Например, некоторые дети гораздо быстрее приходят в себя, если их оставить в одиночестве. А другим, напротив, требуется контакт, вроде тесных объятий. Кстати, уход в другую комнату поможет успокоиться и матери, благодаря чему она удержится от крика или шлепка. Когда оба остынут, пойти на примирение будет намного легче. Устранив истерику, дайте ребенку попить воды и спокойно разберитесь в ситуации, укажите, в чем он был неправ, но и признайте свою вину в случае необходимости.

Кризис не имеет четких границ, он может начаться в два года, закончиться в пять, или же продлиться всего пару месяцев. Многое зависит как от характера самого малыша, так и от грамотных действий родителей.

Характеристика кризиса 7 лет

Данный переломный момент связан в основном с поступлением ребенка в школу. Первоклассник впервые чувствует ответственность за свои поступки и оценки. В этот период обычно появляется чувство совестливости (его сила напрямую зависит от воспитания). Ребенок утрачивает свою детскую непосредственность, наблюдается несколько наигранное поведение, попытки подражать взрослым.

Следует отнестись к этому кризису как можно серьезнее - пренебрежение может отразиться как на успеваемости ребенка, так и на его отношении к родителям. Отсутствие понимания приводит к понижению самооценки и стрессу, вплоть до невроза. А вот помощь и поддержка принесут неоценимую пользу.

К признакам кризиса семилетнего возраста можно отнести раздражительность, беспричинные вспышки гнева, повышенная утомляемость, особенно от однообразных занятий. Чтобы облегчить ребенку адаптацию к школе, настоятельно рекомендуется перед этим водить на подготовительные занятия. Из беззаботного и непосредственного малыша человек превращается в более взрослого, способного интеллектуально размышлять о своих и чужих поступках, контролировать и оценивать собственные эмоции, в результате чего должна сформироваться верная самооценка.

IMG_20170717_175622

С большинством трудностей ребенку предстоит справиться самому, но родители тоже могут сыграть очень важную роль. Не стоит вмешиваться в дела ребенка, если он об этом не просит - все психологи сходятся в том, что невмешательство лучше всякой помощи помогает формированию личности. Первоклассник должен сам прочувствовать связь между определенными действиями (или бездействием) и их последствиями.

Однако, необходимо всегда активно интересоваться успехами ребенка, хвалить за победы и поддерживать в случае поражения. Расспрашивайте о новых друзьях и увлечениях, сосредотачиваясь больше на этом, чем на отметках.

Переход в школьный возраст - это не только глобальное изменение образа жизни, но и изменение распорядка дня и всего жизненного уклада, кардинально отличающегося от того, что был в детском саду. Чтобы помочь ребенку быстрее влиться в новое русло, можно повесить на стене расписание дел на неделю, только составлять его обязательно нужно вместе со своим чадом. Чем подробнее будет план, тем лучше. Особенно важно это для тех детей, которые кроме школы посещают спортивные секции или другие кружки.

Уделяйте много внимания эмоциональному состоянию ребенка. Часто родители грешат тем, что списывают вялость и головную боль ребенка на лень и нежелание учиться, хотя на самом деле он может находиться в очень тяжелом психологическом состоянии. Постарайтесь обеспечить первокласснику много прогулок на свежем воздухе и других развлечений в свободное время (это не должен быть исключительно компьютер или телевизор).

Кризис подросткового возраста

Чем-то напоминает кризис 3 лет с его "Я сам", но теперь в социальной сфере. Характеризуется снижением успеваемости в учебе, понижением работоспособности, острым недовольством собой и окружающим миром. К позитивным моментам можно отнести самопознание и самоутверждение. В легкой форме кризиса подросток может прийти к этому и без особых проблем.

Симптомы кризиса не являются постоянными, скорее носят временный характер, хотя и могут повторяться часто. Психика подростка находится в двойственном состоянии - ему одновременно хочется быть и независимым, и зависимым. Он расширяет рамки дозволенного, но нуждается в этот период в поддержке со стороны родителей. Те, в свою очередь, не должны полностью ущемлять подростка в его желаниях, но постараться уберечь его от неразумных рискованных шагов.

Следует иметь в виду, что окончание кризиса может стать для окружающих не менее сложным моментом, чем сам кризис. Ведь у ребенка сформировались совершенно другие понятия, он осознает себя по-новому, что неизменно приводит к существенным изменениям в жизни.

Кризис ранней юности

Суть этого периода - в конфликте между полноценно сформировавшимися взрослыми качествами и недостатке возможностей их реализации в текущем социальном статусе. Чаще всего это выражается в неспособности выбрать будущую профессию или учебное заведение. Часто в это время человек чувствует себя ненужным, ни на что не способным, постоянно тревожится.

Ключевое значение здесь играют хорошие друзья, которым можно довериться. Отношения с одноклассниками и вообще ровесниками выступают в роли тренировочной площадки, на которой можно опробовать любовь, верность - тактику и стратегию для будущей взрослой жизни. Как правило, кризис взросления настигает человека сразу после окончания учебного заведения. Из-за сильно размытых в последнее время границ детства и юности средний возраст вступления в брак увеличился до тридцати лет.

Для человека крайне важно чувствовать свою нужность и реализовать наклонности, в противном случае наступает личностный застой. В каком бы возрасте не наступил кризис, поддержка родных и близких играет ключевую роль в его успешном преодолении.

Уважаемые друзья, интересно узнать ваше мнение по поводу детских возрастных кризисов, переживали ли их ваши дети, насколько долго по времени мог длиться тот или иной кризис, а может у ваших детей вовсе не было кризисов, поделитесь в комментариях!

Рекомендую к прочтению:

Подготовка ребёнка к детскому саду
Нужно ли удовлетворять все желания и капризы детей? Избалованный ребёнок.
Дети и соцсети. Как обезопасить ребёнка от влияния социальных сетей
Развиваем внимание у детей. Игры на развитие внимания
Почему нужно играть с детьми как можно чаще
Чем занять годовалого ребёнка. Игры для детей в 1 год

Хотите получать уведомление о выходе новых вкусных рецептов, интересных статей, анонсов полезных книг, конкурсах? Подписывайтесь на обновления сайта по электронной почте!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментарии [5 комментариев]

  • Кризисы у детей — абсолютная реальность. Но я бы добавила, что в кризисе 6-7 лет (первоклассник) у детей появляется другой авторитет — первая учительница. И с этим связано то, что дети часто перестают слушаю свою мать.

  • Я почему-то всегда считала возрастные кризисы у детей чем-то надуманным. Что ж, через пару лет расскажу, не изменилось ли моё мнение )) Малыши каждый день пробуют границы дозволенного, и не потому, что вредные, просто пытаются понять окружающий мир и своё место в нём. Так что родителю нужно быть бдительным всегда. Артур уже понимает, например, слово «Нельзя»: если хочет засунуть в рот ботинок или что-то в этом роде и услышит это слово, обязательно послушается и уберёт.

    А вот у подростков — да, это замечала по себе. Процесс перехода от ребёнка к взрослому почти у всех проходит достаточно тяжело.

  • На личном опыте убедилась, что кризис трех лет существует — мы около года суть с ума не сходили — настолько ребенок взрывал нам мозг! Истерики на ровном месте, жуткий неадекват… страшно вспоминать. Только после 3,5 лет всё более-менее пришло в норму.

  • Все возрастные кризисы у детей есть. У кого-то они проявляются больше. у кого-то меньше.
    Тяжело переносят родители подростковые кризисы у своих детей.
    У моих дочерей кризисы возрастные прошли спокойно. а вот внучка, не знаю, какая будет.

  • Вы выделили интересные и важные промежутки в процессе становления ребёнка. Только обоснованно ли называть их кризисами? Ведь «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». Может, лучше назвать их стадиями взросления, например? Тем более, что задача родителей — плавно вводить детей во взрослую жизнь, в которой есть много обязанностей.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Нажимая кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку данных и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности этого сайта

*

Дизайн и разработка: Александра Вовк